04:06 

Сирень и плексиглаз

смоковница_
Совершенно неожиданно для себя стала читать В. Пелевина, хотя чаще всего придерживаюсь традиции не читать нашумевших авторов. Тем не менее, была удивительно поражена фактом того, что он является настолько популярным, прочитав сборник его ранних рассказов "Жизнь насекомых" и один из последних романов "S.N.U.F.F.". Пожалуй, можно считать его таким же открытием, как и Х. Мураками, которого я читала запоем в прошлом году.
Конечно, меня несколько смутил луркморьевский язык с навязчивым блатным душком, который, правда, уже наверное можно считать неотъемлемой частью современной культуры. Вполне вероятно, что лет через сто он будет читаться также, как Замятин, но сейчас неприятно режет глаз и вызывает эстетическое отторжение, подобно безвкусным новостройкам. Стоит, правда, отметить, что подобный язык встречается только в его поздних произведениях. Наверное это отчасти объясняет его мейнстримность. И тем не менее те фантастические (на первый взгляд) миры, которые он конструирует, тщательно продумывая и прорисовывая детали, заставляют снова и снова ожидать поездки в уютном вагоне метро, когда можно опять в них окунуться. Они похожи на сны или так называемые наркотические "приходы", навеянные тошнотворной ежедневной рутиной и превратившие её в сказочное и увлекательное путешествие. Хотя источники всячески отрицают наркотическую привязанность у автора, там всё же имеется заметка об экспериментах с веществами в юности.
В тех произведениях, что я прочитала (подозреваю, что и во всех остальных) красной нитью проходит мотив трогательной ненависти к стране. Трогательной потому, что в ней чувствуется разочарование сквозь робкие помехи ностальгии. Хрупкие мечты бывшего пионера разбились о суровую реальность перестроечных времён. Раскол в стране образовал раскол в душе автора и поселился в душах героев его книг (к слову, он делает этих героев то машинами, то насекомыми). Убогие остатки советов перемежаются с мишурным хаосом нулевых, образуя довольно безрадостную, если не сказать мрачную картину. Но тем не менее Пелевин по большей части смеётся над тем абсурдом, который его окружает, а также заливает всю беспомощность человеческой жизни перед разросшейся паутиной власти и бессмысленности плотным битумным слоем этакого кибер-буддизма. И вот мораль, которую я для себя вынесла: человек в буддизме, что муха в янтаре (что бы это не значило). В "Снаффе" есть отрывок, который сильно резонирует с моим миропониманием и вызвал у меня всплеск ментального оргазма во время прочтения.
Что мне особенно нравится в его книгах - это сочетание романтики и цинизма, которое ощущается даже в метафорах. Сейчас начала читать сборник самых ранних рассказов, подаренный мне в бумажном виде на день рождения, и он уже с первых страниц меня радует:
"...зачем они тогда так тщательно растягивают вдоль своих лысин последние оставшиеся пряди и обнажают в улыбках пластмассовые зубы, которые им, как и тебе, придётся положить на ночь в специальный раствор, пахнущий сиренью, и долго стоять над плексиглазовым стаканом, силясь вспомнить, о чём же напоминает этот запах, но вместо этого вдруг наткнуться на мысль, что догадываешься сейчас о существовании жизни так же, как когда-то догадывался о существовании смерти...".

Кстати, Пелевин, оказывается, учился на факультете электрификации и автоматизации промышленности и транспорта и писал диссертацию, посвящённую проекту электропривода городского троллейбуса с асинхронным двигателем. Правда, так её и не защитил. Почему-то этот внезапный и совершенно бесполезный факт меня немало умилил :)


URL
   

Kali Yuga Bizzare

главная